Рёккатру (Rökkatru, букв. «Верный рёккам») — наряду с асатру и ванатру направление Северного неоязычества, последователи которого поклоняются рёккам (великанам, ётунам) Северной Традиции.
Возникло во второй половине 20 века после введения Эбби Хеласдоттир (Abby Helasdottir) термина и написания Рейвеном Кальдерой (Raven Kaldera) работы «Книга йотунов: работа с великанами Северной традиции».
Название Рёккатру происходит от исландских слов rökkur (сумерки) и tru (вера, доверие) и означает направление скандинавского язычества, посвящённое работе с великанами и ётунами — существами дикими и стихийными, но хранящими немалую мудрость. Тьму, в данном случае, следует понимать как то, что находится за гранью человеческого восприятия, то, что «не видно», а сумерки — как явления, находящиеся на границе проявленного и скрытого мира.
Именно этот труд на долгое время стал основным для традиции. Старшая и Младшая Эдды, а также скандинавский эпос являются источниками знаний о великанах, однако в меньшей степени, так как зачастую подробные описания их отсутствуют, а роль сведена к противостоянию героям. Кроме того, важным источником для последователей рёккатру является так называемый НЛГ – недоказуемый личный гнозис – знания, полученные в ходе медитаций, трансовых процессов и шаманских путешествий. Для подтвержденных (другими последователями этого или сходных направлений) знаний используется термин ПЛГ – подтвержденный личный гнозис.
Широкого распространения данное направление неоязычества на Западе не получило, вероятнее всего в следствии специфичности личностей основателей. Кроме того, среди рёккатру важной ценностью является индивидуализм и НЛГ, что делает затруднительным создание сообществ с четкой иерархией и работу в группах.
В России рёккатру начало развиваться в 2000-х годах и привлекло последователей из числа скандинавских неоязычников, более ориентированных на работу над собой, чем реконструкцию Северного язычества, и главной ценностью считающих саморазвитие. Многие из них относят себя к эзотерикам, придерживающимся Пути Левой Руки (ПЛР).
Для Реккатру помимо традиционного для Северной Традиции восприятия Мироздания девяти миров, объединенных Древом Иггдрасиль, важным является деление всего внешнего и внутреннего пространства на два принципиально разных мира: Мидгард – освоенную и доступную пониманию человека часть мироздания, мир людей, асов и ванов, и Утгард – неосвоенную, непознанную и непознаваемую во всей полноте часть реальности, мир хтонических процессов, великанов (йотунов) и Великих Рёкков.
На границе этих двух пространств находится переходная Сумеречная зона, являющаяся для рёккатру основным полем для духовных, ритуальных и мистических практик. В философии рёкатру ясный и понятный Мидгард подвержен влиянию неосознаваемых глубинных процессов, идущих в Утгарде, так же и Утгард подвержен влиянию происходящего в Мидгарде. Погружаясь в пограничный Сумрак, последователь рёккатру может увидеть эти взаимовлияния, обратиться к рёккам и получить ответ, изменить границы реальности, в которой он живет. Путь духовного и личностного развития человека с точки зрения рёккатру – это путь в Сумраке, свободном от четкого детерминизма Мидгарда и бесформенной неопределенности Утгарда.
Рёккатру признают существование всех скандинавских божеств, включая асов и ванов, но отдают предпочтение работе с ётунами (великанами) или близкими к ним божествами.
Основные рёкки, называемые Великими, почитаемые в традиции:
Локи – сын ётуна Фарбаути и Лаувейи, также упоминается в качестве бога хитрости и обмана и т. п. качеств в германо-скандинавской мифологии, происходит из рода ётунов, но асы разрешили ему жить с ними в Асгарде за его необыкновенный ум и хитрость.
Один из самых почитаемых рёкков, выступает не только в качестве трикстера, но и в качестве основного проводника, того, кто обеспечивает возможность транзита между Мидгардом и Утгардом, а также помогает идти в Сумраке на границе между ними.
Хель – повелительница мира мёртвых (Хельхейма), дочь Локи и Ангрбоды, одно из трёх хтонических чудовищ. В Старшей Эдде упоминания о Хели содержатся в нескольких песнях. В частности, в «Прорицании вёльвы» о ней говорится как о хозяйке загробного мира; однако о самой богине практически ничего не рассказывается, если не считать фигуральных выражений наподобие «уйти к Хель» в значении «умереть».
Почитается рёккатру не только как богиня смерти, но и как сила, способствующая трансформации и способная запускать инициатические процессы, являющиеся неотъемлемой составляющей пути духовного развития.
Ангрбода – с древнескандинавского слово «Angrboða» дословно переводится как «та, что приносит страдания»., «мать чудовищ», «старуха из Железного Леса», великанша-ведьма и Хозяйка Железного Леса, от связи с Локи породила трех великих рёкков. В эддических песнях не рассказывается о том, как Локи встретил Ангрбоду, но есть прямые указания на то, что она происходит из рода великанов (вероятно – ётунов). Ангрбода знаменита тем, что родила Локи трех детей, которые впоследствии сыграли ключевые роли в становлении и гибели мира.
Среди рёкков почитается как источник изменчивости, богиня, помогающая как надевать маски, так и срывать их, приспосабливаться к социуму. Кроме того, помогает в магии, особенно связанной в природой.
Ёрмунганд - первый сын великанши Агрбоды и Локи, Великий Змей, которого Один забросил в Мировой Океан. Ёрумунганд свернулся в кольцо и таким образом удерживает воды океана, окаймляющего Мидгард.
Является и пограничником, и границей между Мидгардом и Утгардом, почитается, как божество, позволяющее ставить границы и проходить через них, отделять одно от другого.
Фенрир - Еще один сын великанши Ангрбоды и Локи – Фенрир, огромный волк, который жил в Асгарде и дружил с богом победы и доблести Тюром. Впоследствии асы обманули Фенрира, сковали его волшебными цепями и поместили под землю. В час Рагнарек Фенрир порвет свои путы и пожрет солнце и луну. Рёкк, тесно связанный с природой, инстинктами и стратью. Почитается в рёккатру как то, что обеспечивает витальность, связь с собственными желаниями и агрессией.
Сурт - огненный великан, владыка Муспельхейма. Сурт правит огненными великанами. В день Рагнарёк его орды двинутся на север «подобно южному ветру», чтобы сразиться с богами-асами. В битве Сурт убьёт Фрейра, его меч срубит мировое дерево Иггдрасиль, и это станет началом гибели всего мира. Роща Ходдмимир останется, поскольку это место, в котором его пламенный меч теряет свою силу. Также уцелеет чертог Гимле, в котором во все времена будут жить хорошие и праведные люди.
Почитается как божество, помогающее последователям рёккатру прикоснуться к своей Самости, отделить наносное от настоящего и обнаружить в себе пламя Истинной Воли.
Сигюн – супруга Локи, согласно эддам, оставшаяся верной ему после изгнания из Асгарда. Локи прикован к скалам кишками своего убитого сына (так как это единственное, что родитель никогда не сможет разорвать), а над его головой закреплена ядовитая змея, яд которой льется на голову Локи, заставляя его страдать. Сигюн находится рядом с Локи, улавливая яд посудиной, тем самым позволяя мужу отдохнуть от страданий.
О происхождении Сигюн известно мало, и, вероятно, она не является великаншей, однако почитается последователями рёккатру, как богиня безусловной и бескорыстной любви и верности.
Этический кодекс рёккатру:
Правило Локи: будь честен с собой.
Важной для последователей рёккатру является максимально возможная честность перед самим собой, принятие как "положительных", так и "отрицательных" сторон своей личности и работа над ними. Из этого следует, что если что-то в характере или жизни рёккатру не нравится ему, это нужно не игнорировать, а принять как существующее и попытаться изменить, принимая на себя ответственность, но не вину за произошедшее.
Правило Хель: помни о смерти.
Осознание собственной и чужой смертности помогает последователям рёккатру ценить настоящее и понимать важность каждого проживаемого дня. Это позволяет сделать жизнь более насыщенной и одновременно смотреть на вещи в перспективе и с осознанием, что все преходяще, а ценностью являются мысли, переживания и устремления в каждый конкретный момент.
Правило Ангрбоды: меняйся.
Неизменность приводит к стагнации и отсутствию развития, она вредна на пути духовного роста. Последователь рёккатру не пассивен: он движется вперед, меняясь в зависимости от полученного жизненного опыта, познаний о себе и контакта с божествами.
Правило Ёрмунганда: сам устанавливай свои границы.
Свобода для последователей рёккатру - это возможность устанавливать собственные ограничения и контролировать свои действия в рамках ограничений уже существующих. Способность изменять границы своих возможностей и развиваться является значимой ценностью для рёккатру.
Правило Фенрира: познай свои желания.
Знание о своих желаниях является необходимым для адекватного обращения с ними: достижения, сублимации, изменения, контроля. Последователи рёккатру верят, что контакт с желаниями и знание о них помогает избегать деструктивных проявлений агрессии и аутоагрессии.
Правило Сурта: действуй из своей Истинной Воли.
Действия последователя рёккатру должна направлять его Истинная Воля - устремление к самореализации, очищенное от бессознательных влияний и эгоцентричных порывов. Познание Истинной Воли и поиск её голоса в себе является важной частью практики рёккатру.
Правило Сигюн: будь верен себе.
Для последователей рёккатру личный выбор и следование ему является важной частью традиции. Рёккатру приветствуют личное развитие и считают, что именно самостоятельные выборы, а не следование за чужими мнениями являются основой для духовного роста.
Ритуалы последователей рёккатру чаще всего индивидуальны и проводятся перед домашним алтарем, посвященным одному или нескольким рёккам–покровителям. Могут проводиться как во время общих праздников, так и по любому другому поводу. Как правило, во время ритуала совершается инвокация (призыв) божества, к которому идет обращение, приносятся дары, озвучиваются просьбы и т.д.
В качестве подношений богам могут выступать: цветы и травы, кристаллы и драгоценные металлы, еда и напитки, в том числе алкогольные.